Нам скоро з годика. Кризис 3-х лет. Какой он?
Кризис 3-х лет
Сообщений 1 страница 11 из 11
Поделиться22010-08-30 21:25:13
Стра-ш-ный!
Поделиться32010-08-31 14:55:17
Кризис 3-х лет
Кризис 3-х лет или возраст строптивости
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до го-да-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднима-ется на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), но и во взрослом возрасте, так как личность человека развивает-ся непрерывно.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ре-бенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попыт-ка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.
На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:
- острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании. Остро реа-гируют на неудачу.
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собствен-ному желанию.
2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а по-тому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.
4. Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельно-сти; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и воз-можностях.
5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с окружающи-ми, в постоянном конфликте с ними.
6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда ка-ждое его желание исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям деспо-тизм проявляется как ревность.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отри-цательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрас-тные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных спо-собностей.
И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не про-изошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь ребенку выйти из него, не закрепив в душе негативные качест-ва: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, а воля – необходимое для ребенка качество; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство собственного дос-тоинства; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – не-адекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором поло-жительных качеств. Главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепле-ния их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
* Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.
* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и ка-призничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истерич-ности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
* Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день твердящие: «Ты дол-жен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок, упорно протестующий про-тив «обязан», против «должен», хотя бы в силу того, что это «должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел пока до многих наших требований, он толь-ко маленький росточек…
Что могут сделать родители?
* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к све-дению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполез-но. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставай-тесь и дальше при этом мнении.
* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в обществен-ном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи по-сторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!, «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фанта-зия, юмор и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладевать вами. Гнев ли-шает человека разума. Преодолейте его один раз, и в следующий вам уже легче бу-дет сдержать его, а потом и вовсе в душе поселится только сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный период его жизни. Кто знает, какими мы будем в старости (проходя свои очередные кризисы)? Захочет ли наш, тогда уже взрослый, ребенок понять и помочь нам в наших немощах?
БеSSтия опубликовано: 26.01.2008 сб 09:32
последнее обновление: 26.01.2008 сб 09:33
Поделиться42010-08-31 16:08:02
Стра-ш-ный!
Поделиться52010-08-31 16:09:27
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка.
Боже, мне уже страшно!!!
Конфетка, ты права!
Поделиться62010-09-01 19:52:54
Боже, мне уже страшно!!!
Конфетка, ты права!
Я думаю, что все индивидуально. И под одну гребенку всех не стоит брать.
Поделиться72011-10-06 20:19:04
Вот, почитайте статью Этапы развития и возрастные кризисы. Там подробно написано о детских кризисах развития, не только 3х лет, но и дельнейших
Поделиться82011-10-07 21:13:08
Maria-Maria, спасибо! статейки очень познавательные!
Кризисы, конечно...
Поделиться92012-08-09 11:31:24
Я думаю, что все индивидуально. И под одну гребенку всех не стоит брать.
Точно, нас он вообще стороной обошёл..
Поделиться102012-08-09 13:29:45
Это просто здорово! Можно только поздравит!
Поделиться112012-08-09 13:40:43
Меня тоже с первым не зацепила, некогда было...может не заметила.
А со второй...поглядим